МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

С 01 марта 2018 года начинает свою работу электронный альманах «Воспитать человека!», который является электронным изданием на сайте центра воспитания и развития творческой личности ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», предназначенным для публикации авторских методических разработок воспитательного характера (классных часов, конкурсов, викторин, сценариев, педагогических проектов и т. д.).
Приглашаем к сотрудничеству методистов методических служб, директоров, заместителей директоров образовательных организаций, учителей, воспитателей, педагогов-организаторов, психологов.

С условиями подачи и размещения материалов, вы можете ознакомиться по ссылке: https://vospitatchelovek.blogspot.com/
Свои разработки присылайте по адресу центра воспитания и развития творческой личности Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования: comsro@gmail.com . В теме письма обязательно указывайте: Альманах и номинацию, по которой предоставлена работа.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА  

https://drive.google.com/drive/folders/0B7yhq6GrrYU9SnB5bl9PUlZZV28


МОЁ ПОРТФОЛИО 

https://drive.google.com/drive/folders/0B-i2VElMG0ISd1hGN2QyT2tKTk0


Уважаемые коллеги!

Для Вас организованы вебинары. К Вашему вниманию:



Мой родной город. 

https://drive.google.com/drive/folders/0B-i2VElMG0ISYjUtcnFxVW8tdkU



ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Школу делает школой учитель. Учителя разные - они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель и смешивает краски и разучивает этюды, и осваивает приемы. Учитель - мастер. Виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на такой урок.
Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 19  учащихся только 6 детей более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих.  Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии. Кроме этого, логопедом были выявлены 5  учеников с логопедическим диагнозом. Поэтому практически с первых дней мне приходилось строить свои уроки с помощью разноуровневого подхода (дифференциации). И сейчас уже виден результат: те дети, которые пришли читающие, увеличили скорость чтения, те, которые не читали – стали читать и уже в некоторых случаях наблюдается плавное слоговое чтение.
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», Успешное обучение в начальной школе без этого невозможно.   Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Виды универсальных учебных действий:
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Личностные                                     
Познавательные УУД  формируются, когда:
 учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
В  1 классе наиболее результативные  формы работы – это дидактические игры, игровые приёмы и игровые ситуации.
На уроках математики  и обучения грамоте использую  на этапе актуализации знаний «Мозговой штурм», "Гимнастика мозга" логическая разминка, игры «Молчанка», «Лесенка», в это время проводится индивидуальная работа (у доски, перфокарты, на вклеенных в тетрадь листочках)
Уроки начинаю с этапа Вступление в учебную деятельность. На этом этапе дети  включаются в учебный процесс, настраиваются на активную работу на уроке. А в начале года этот этап помогал раскрепощать «молчунов».
На этапе самоопределения к деятельности использую  метод «Инфо-угадайка» - даю определенное задание…, подвожу детей к самостоятельному определению темы и целей урока (Догадайтесь о теме урока, что будем делать...)
Метод  « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Знаете ли вы, что...? применяю постоянно на уроках окружающего мира, на уроках гражданственности иногда и на уроках математики.

Метод  "Автобусная остановка" (применяю немного не в той интерпретации) -  привлекаю внимание детей.
Метод «Творческая мастерская» применяю на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, готовят  стихи,  подбирают пословицы, поговорки и т.д.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окр. мира и уроках гражданственности ведётся в следующих направлениях: работа с картой, с дополнительной литературой.   
Регулятивные УУД  формируются, когда:
 учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи.
Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
"Солнышко и туча"(ожидание и опасение будущего урока)  Предлагаю показать солнышко  - положительные ожидания от урока, а если есть опасения – показать тучку. Подводя итог урока, вернёмся к методу «Солнышко и туча». Вспомните, какие символы вы показывали в начале урока? Изменились ли они сейчас?
 Очень важным является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как "Дерево ожиданий", "Поляна снежинок", "Фруктовый сад", "Осенний сад" позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Каждый день 1-ый урок мы начинаем с психологического настроя:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушать как? Внимательно.
Работать как? Старательно.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
1.«Преднамеренные ошибки»;
2. Взаимоконтроль;
3. Помощник учителя
4.Учебные проекты способствуют формированию  как регулятивных, так и познавательных действий.
При всей значимости и важности содержания уроков письма, дети  частенько относят его к наиболее утомительным и скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаюсь к необычным  и ярким  урокам. Урок - путешествие, урок-игра. Во время отдыха от письма  подбираю интересные развивающие  устные задания. Это могут быть весёлые стихи,  лингвистические сказки, различные словесные игры. 
Этап рефлексия: Шкала успеха -
            ∆ - я мог (- ла) работать и лучше;
             ≈ - Я сегодня плохо работал (- а);
            ○ – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;
   ! - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.
- Определи свою деятельность по шкале  успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.
-  "Незаконченное предложение"
"Сундучок знаний"
 Коммуникативные УУД  формируются,  когда:
 ученик учится отвечать на вопросы;
 ученик учится задавать вопросы;
 ученик учится вести диалог;
 ученик учится пересказывать сюжет;
 учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Для этого использую Методы  «Ульи», «Парный выход».
Уроки гражданственности и украинского языка мы начинаем с технологии «Круг дружбы» (Коло дружби)  Стараюсь  создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. - "Подари подарок другу", "Поздоровайся  (называть части тела)…", "Улыбнемся друг другу", "Ладошка желаний".
Урок окружающего мира по теме «Проверка знаний и умений по теме «Что и кто»» проводили в форме пресс – конференции.
- У нас в гостях животные - представители семейства рыбы, насекомые, звери и птицы (ученики класса держат рисунки). Они отвечает на вопросы журналистов (ученики класса).
Вопросы журналистов:
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Чем ты питаешься? и т.д.
Личностные УУД  формируются, когда:
 учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
 учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Например, изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Основным на уроках математики в сфере личностных УУД  я считаю постановку вопроса – Зачем изучать предмет «Математика»?
На каждом уроке чтения отвожу время самостоятельному чтению «Читай самому себе». Это позволяет ребёнку самому понять всё ли правильно у него получается читать, если есть проблемы – поднимает сигнальную карточку.
В начале учебного года работали над восприятием четверостишья:
Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Редьярд Киплинг)
На уроках окружающего мира и уроках гражданственности развитие УУД личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Они направлены на принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например: нарисовать герб своей семьи, акция «Удивительное  рядом», сделать коллаж по теме «Зоопарк», рисунок «Опасности вокруг нас»
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. А иногда и наоборот - привести детей в спокойное состояние. Всегда сама принимаю участие в упражнениях, и заметила, что это помогает неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать. (Любая психогимнастика)
Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
В конце выступления хочется пожелать:
Несите с достоинством данный вам крест,
Верьте в себя, как бы ни было худо.
Вы, знаете?! В жизни так много чудес,
И вы есть то самое светлое чудо!

Спасибо за внимание!



ПЛАН РАБОТЫ ШПНМК учителей начальных классов


Методическая тема работы ШПНМК учителей начальных  классов:
 «Повышение качества знаний обучающихся на основе внедрения эффективных форм работы на уроках. Универсальные учебные действия  как   психологическая  составляющая фундаментального ядра образования   школьников».
Цель: Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области начального образования.
Задачи:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Формирование потребностей педагогов в постоянном профессиональном саморазвитии, самосовершенствовании.
3. Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей, их сопровождение.
4.  Освоение и внедрение  современных образовательных технологий.
5. Совершенствование эффективности структуры урока в свете современных требований.
6. Продолжить работу по реализации преемственности между детским садом и начальной школой, а также начальной и средней   школой.

Направления работы ШПНМК учителей начальных классов на 2017 - 2018 учебный год:

Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

Организационная и учебно - воспитательная деятельность:
-        Заседания методического совета.
-        Изучение нормативной и методической документации по вопросам  образования.
-        Отбор содержания и составление учебных программ.
-        Утверждение индивидуальных программ по предметам.
-        Взаимопосещение уроков  учителями с последующим самоанализом  достигнутых результатов.
-        Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена  опытом.
-        Организация и проведение предметных недель в школе.
-        Организация и проведение  предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
-        Выступления учителей начальных классов на ШПНМК, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
-        Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
-        Развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
-        Оказание социально – педагогической поддержки детям группы «особого внимания», активизация работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
-        Сохранение  и укрепление здоровья обучающихся  и педагогов, воспитание  потребности в здоровом образе жизни.

Аналитическая деятельность:
-        Анализ методической деятельности за 2016 - 2017 учебный год и планирование на 2017 - 2018 учебный год.
-        Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
-        Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.


Методическая деятельность:
-     Изучение методических рекомендация для учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год.
-     Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
-     Совершенствование  методического уровня педагогов в овладении  новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя.  Внедрение  в практику  работы всех учителей  ШПНМК технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
-     Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
-     Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
-     Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов;  

Консультативная деятельность:
-     Консультирование педагогов по вопросам составления тематического планирования.
-     Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
-     Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ГОС.

Ожидаемые результаты работы:
-     Рост качества знаний обучающихся.
-     Овладение учителями ШПНМК системой преподавания предметов в соответствии с требованиями.
-     Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
План работы по основным  направлениям деятельности:
  1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
№/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов  на 2017 - 2018 учебный год
август
Руководитель ШПНМК
2
Составление календарно-тематических планирований по предметам, курсам внеурочной деятельности.
август
Учителя ШПНМК
3
Составление текстов работ на ПА, олимпиадных работ.
сентябрь
Руководитель ШПНМК
4
Отчет об участии учащихся в школьных предметных олимпиадах.
в течение года
Руководитель ШПНМК Учителя ШПНМК
5
Знакомство с новинками методической литературой.
в течение года
Учителя ШПНМК

2. Научно-методическая и экспериментальная работа.
№/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
ответственные
1
Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий,  позволяющих переосмыслить содержание урока  с целью формирования основных компетентностей  у  учащихся.
в течение года
Учителя ШПНМК
2
Взаимное  посещение уроков.
в течение года
3
Проведение открытых  уроков учителей ШПНМК
в течение года
4
Участие учителей ШПНМК в муниципальных, региональных конкурсах.
в течение года

3. Диагностическое обеспечение.  Внутришкольный контроль.
№/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Утверждение КТП.
Август - сентябрь
Руководитель ШПНМК
2
Входная диагностика по русскому языку, математике.
сентябрь
Учителя ШПНМК
3
Контрольное тестирование по проверке знаний обучающихся 4 класса (проверка степени готовности выпускников начальной школы к переходу в среднее звено).
в течение года
Учителя ШПНМК
4
Проведение и анализ  итогового контроля по предметам
май

4. Работа с обучающимися.
№/п
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1
Организация и проведение предметных  олимпиад
в течение года
Учителя ШПНМК Руководитель ШПНМК
2
Организация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах
в течение года
3
Организация и участие обучающихся начальных классов в предметных олимпиадах.
в течение года.

Заседания ШНМК учителей начальных классов
Заседание № 1
Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016 - 2017 учебный год.
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
Заседание 1. Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов  на 2017 - 2018 учебный год
1. Аспекты обновления начального общего образования в 2017-2018 учебном году. Интегрированный курс «Украинский язык и литературное чтение».
2. Особенности современного урока в начальной школе. (Инструктивно-методическое письмо 16.08.2017г. №4013/21-21 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году»)
3. Рекомендации по внедрению ГФСК «ГТО ДНР» в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики.
4. Актуальные вопросы воспитания и развития личности в условиях обновления воспитательного пространства  Донецкой Народной Республики.
5. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики.

Август

Руководитель ШПНМК
Зам. директора по УВР

Заседание №2   «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2017– 2018 учебный год»  .
1.        Анализ работы ШПНМК учителей начальных классов за 2016-2017 год, утверждение плана работы ШПНМК на новый учебный
2.        Рассмотрение календарно – тематических планов по предметам, учебных программ и программно-методического    обеспечения в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования.
3.        Уточнение тем по самообразованию.
4.        Обсуждение и утверждение плана работы ШПНМК  на новый 2017-2018учебный год.
5.        Планирование открытых уроков, выступлений, докладов.

Сентябрь




Учителя ШПНМК
Руководитель ШПНМК










Заседание № 3
Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе.
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1. Системно-деятельностный подход  к обучению младших школьников по новым образовательным стандартам:
* Понятие о  деятельностном  методе  обучения.
*Особенности  основных компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе.
* Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

2. Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения:
* Структура уроков введения нового знания в логике системно-деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков.

3. Способы формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

4. Проверка состояния преподавания  в 1 классе, согласно новым требованиям.
* Выступление учителя 1-го класса по освоению нового ГОС: «Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Октябрь
















Учителя ШПНМК
Руководитель ШПНМК




Входные контрольные работы для обучающихся 2 – 4 классов.
сентябрь
Наблюдение за адаптацией обучающихся 1 - 2 классов к УВП.
сентябрь - октябрь
Результаты итоговых контрольных работ за 1 четверть.
октябрь
Проверка тетрадей по русскому языку и математике во 2 – 4 классах с целью выполнения орфографического режима, правильности и выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы.
Проверка дневников.
октябрь
Руководитель ШПНМК
Зам. директора по УВР


Заседание № 4
Использование ИКТ в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования.
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные

1. Влияние современных технологий на повышение
учебной и творческой мотивации учащихся.

2. Активизация познавательных интересов
посредством применения ИКТ.

3. Здоровьесберегающие технологии на ИКТ - уроках.

4. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы).
Декабрь



Учителя ШПНМК
Руководитель ШПНМК






Итоговые  контрольные работы для учащихся 2–4 классов за 1 полугодие.
декабрь
Соблюдение санитарно-гигиенических норм, состояние учебных кабинетов начальных классов.
декабрь
Результаты итоговых контрольных работ за 2 четверть.
декабрь
Уточнение банка данных о способных детях и низкомотивированных детях, выделение детей для индивидуальной работы.
ноябрь
Состояние оформления журналов. Анализ объективности выставления четвертных отметок, выполнение государственных программ, анализ успеваемости.
декабрь
Зам. директора по УВР


Заседание № 5
Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ГОС НОО.
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1. Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.

2. Изучение методов  педагогической диагностики в соответствии с ГОС. Из опыта работы педагогов.

3.Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

4. Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе.

март






Учителя ШПНМК
Руководитель ШПНМК





Результаты итоговых контрольных работ за 3 четверть.
март
Прием в 1 класс. Формирование базы данных о будущих первоклассниках.
март

январь
Зам. директора по УВР


Заседание № 6
Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса.
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1.      Презентация опыта, методов, находок, идей. Представление материалов, наработанных по темам самообразования.
2.      Обсуждение плана работы и задач ШПНМК  на 2018 -2019  учебный год.
3.      Пополнение методической копилки на электронных и бумажных носителях.
4.      Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.
5.      Анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год.
6.      Выполнение учебных программ.
7.      Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2017 -2018 учебный год.
май


апрель





Учителя ШПНМК Руководитель ШПНМК










Руководитель ШПНМК
Зам. директора по УВР
Итоговые контрольные работы для учащихся 2 – 4 классов за год.
май
Проверка тетрадей по русскому языку и математике во 2 – 4 классах с целью выполнения орфографического режима, правильности и выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы.
Проверка дневников.
апрель
Руководитель ШПНМК
Зам. директора по УВР



Комментариев нет:

Отправить комментарий